Первые ролевые игры

Первая ролевая игра в истории человечества

В ролевые игры современный человек играет повсеместно на протяжении почти всей активной жизни. С помощью игр построено обучение, начиная с самых младших групп детского сада, заканчивая повышением квалификации у опытных специалистов. А кто-нибудь когда-нибудь задавался вопросом: когда же в истории человечества появились первые ролевые игры? Полагаю, что немногие. А вот мне стало интересно.

К сожалению никакой информации по этому вопросу я в общедоступных источниках найти не смог. И это меня опечалило.

История описания ролевых игр в древних источниках

игры древней грецииНет, конечно существуют письменные источники, отражающие быт и традиции людей не только в средневековье, но и в Древнем Риме и Древней Греции. А что было до этого? Я попробовал разобраться.

Если отматывать время вспять, историю древнего мира обычно считают от Древнеримской Империи, существовавшей на протяжении тысячи лет вплоть до начала шестого века нашей эры. Говорить что-то об этой эпохе смысла нет, так как после неё осталось множество письменных свидетельств, так же как и после эпохи средневековья, которые несложно обнаружить в публичных источниках.

Ну что ж, копнём поглубже. Теперь у нас на пути будет древнегреческая цивилизация (восьмой-четвёртый век до нашей эры). Во времена Древней Греции на протяжении четырех веков в произведениях античных писателей — от Гомера до Аристофана — мы наблюдаем свидетельства применения игровых традиций и обрядов. Останавливаться на них тоже не будем, они так же доступны всем желающим.

Первые упоминания ролевых игр в древнеегипетской и шумерской цивилизации

игры древнего египтаНо что же будет если мы попытаемся спуститься еще ниже по лестнице времен? Перед Древней Грецией наиболее известной цивилизацией было царство египетских фараонов. Историки считают, что оно просуществовало с четвёртого тысячелетия до нашей эры до четвёртого века нашей эры. О нём тоже осталось немало свидетельств. В том числе и из произведений древних греков. Но сохранились и собственные источники — вначале это были клинописные таблички и росписи дворцов и гробниц фараонов. Потом появились и художественные произведения. Первой письменной работой, описывающей жизнь и традиции древних египтян, была «Повесть о Синухете», написанная во времена среднего царства, и знаменитые египетские сказки, которые были записаны на основе устного творчества дошедшего до современников еще со времен древнего царства. Часто в них упоминался образ нильского крокодила, которого египтяне уважительно называли «Хозяин», так как был он настоящим хозяином Нила, который и давал жизнь проживающим в его окрестностях народам. Точно так же в культуре Древней Руси наши предки называли хозяином медведя.

Ну а что же дальше? Неужели древнеегипетский народ был первый кто придумал ролевые игры? Конечно нет! Перед Египтом была еще одна крупная древняя цивилизация — шумерская, которая, к сожалению, после себя не оставила памятников художественной литературы. Хотя и считается, что письменность зародилась на рубеже четвёртого и третьего тысячелетия до нашей эры именно в междуречье, но это были лишь хозяйственные и торговые записки и заметки. Впрочем все культурные традиции тех времён передавались из уст в уста, в основном жрецами и носителями культов. И вполне успешно дошли до тех времён, когда современники смогли записать их уже сформировавшейся и развитой письменностью в шумерско-аккадский период.
Поэтому даже о временах возникновения первых городов-госудаств в междуречье у нас имеются достаточно правдивые данные.

первая ролевая играВ культуре тех дней уделялось особое внимание культам различных божеств и отождествлению жрецов с ними. А поскольку пантеон шумеров состоял из примерно пятидесяти различных богинь и богов, то выбор был весьма богатым.

Ролевые игры на заре времен

Ну вот кажется и все. Более глубоко копнуть уже не получается. Хоть и есть археологические свидетельства существования городов даже девять тысячелетий назад (Иерихон), но культура живших в них людей покрыта мраком. Сохранились лишь скудные свидетельства быта и хозяйственной деятельности. Но разве можете вы поверить, что в далекие те времена люди не совершали обрядов и не прибегали к ролевым играм? Я — нет! Уверен, что отождествлять себя с другим субъектом – животным либо вымышленным персонажем – человек начал ещё задолго до зарождения письменности. И вероятно задолго до освоения металла. А потому первые ролевые игры стоит искать ещё до того, как наши прямоходячие предки овладели огнём.

игры древних людейЕще в те времена, когда племена людей жили в пещерах, они уже начали проявлять признаки социализации и соответственно требовались определенные общественные мероприятия. Их смысл сводился к одному — укрепить авторитет лидера — вождя. Требовалось это в те моменты, когда племя постигала беда — засушливый год, природные катастрофы, неудачные охоты, а следовательно голод, болезни и упадок. Конечно, в племени начинался разброд и шатания. Даже больше сказать – назревала революция! Что же предпринять вождю? Всё просто – надо устроить обряд, попросить у бога охоты удачного промысла, у бога благоденствия – сытой жизни, а у бога революции – отвратить от общины неминуемое кровопролитие.

Как наяву представляю: толпа дикарей в шкурах и с копьями собралась в круг, нарядила кого-то в шкуру саблезубого тигра или пещерного медведя и стала на него охотиться со своими орудиями. Не исключено, что по-настоящему… Что поделаешь, время было такое – принести человека в жертву всевозможным богам или пристукнуть ближнего своего ради куска мяса было в порядке вещей. Возможно это и была самая первая ролевая игра в человеческой истории.

В итоге «медведя» благополучно забивали, все рады, пир на… на всю общину, тишь да благодать. А всё почему? Так потому, что медведь (или тигр), хоть и не настоящий, был забит, у первобытных воинов наступала уверенность в себе, у слабых крепла вера в вождей – они знают что делать, прокормят и обогреют. Мудрые вожди доставали из своих заначек последние запасы пищи и племя верило, что совершение таких обрядов дарит им сытое житьё.

первая ролевая игра людейТо есть ролевые игры даже в те дикие времена помогали снимать, как это сейчас модно называть – социальную напряжённость, и избегать конфликтов. Правда вскоре, если у охотников и вождей не получалось добыть настоящего хищника и племя вновь начинало голодать, всё могло повториться заново.

Чуть позже обряды с играми, вероятно, начали проводить уже во времена всеобщего веселья — когда удавалось собрать богатый урожай, или когда у вождя рождался наследник. Тогда племя благодарило различных богов и духов за посланную им удачу.

Наряжали молодую женщину в самые лучшие шкуры племени, вешали на неё бусы из плодов и ягод, вплетали в волосы цветы, размалёвывали соками ягод – эдаким древним эквивалентом современной косметики. И перед удивлёнными жителями племени представала царица вод морских… ну или лесов дремучих – в зависимости от ситуации и места обитания. Ей возносились хвалы и благодарственные молитвы. Таким образом укреплялась родовое сознание и вера в «светлое будущее».

Конечно, того что я здесь написал про наших носивших шкуры предков, могло в действительности и не быть. Это только мои предположения и фантазии, на самом деле всё могло обстоять совсем по-другому. Но это частности. Факт в том, что как инструмент ролевые игры вполне успешно могли использоваться ещё на заре времён.

Тем более нельзя упускать шанс воспользоваться этим инструментом сейчас, когда нет риска быть заколотым и съеденным.




Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *